Краснополянское шоссе история с георафией

Краснополянское шоссе история с георафией

Наши велотрекинговые маршруты и велопрогулки в большинстве своем проходят из Красной Поляны к Черному морю и связаны с живописным Краснополянским шоссе. И любуясь на горы и реки удивляешься не только мощи природы, но титаническому людскому труду пробившему эту дорогу. Как это было? Краснополянское шоссе история с георафией

История Краснополянского шоссе
История Краснополянского шоссе

Краснополянское шоссе история с георафией

Самая современная автострада 2013 года рождения с велосипедной точки зрения представляет интерес только для шоссеров. Из 43 км (от ее начала между Эсто-Садок до слияния с автострадой Сочи – Олимпийский парк М27) около 10 км проходит по тоннелям, которые не имеют объездов по поверхности. Причем в тоннелях проезжаются самые интересные места. Единственные ее преимущества – широкие обочины, отсутствие крутых подъемов.

Краснополянское шоссе история с георафией

Гораздо интересней и живописней Краснополянское шоссе Адлер – Красная Поляна (A149) проходящее по правому берегу Мзымты. К Олимпиаде его реконструировали и называть его «Старым» Краснополянским шоссе язык не поворачивается».

Краснополянское шоссе история с георафией

Так получилось, что мы стали отматывать историю пути Красная Поляна – Черное море с новейшей истории. Заглянем с древнее прошлое этих мест.

Оставим ученым исследовать артефакты бронзового века в окрестностях Красной Поляны (примерно III век до нашей эры) более ранние стоянки древнего человека (70 000 тому назад). Отметим только, что кто-то строил здесь дольмены. Откуда пришли эти строители и уда делись потом еще точно никто не знает, но они мигрировали по каким-то путям.

Краснополянское шоссе история с георафией

Зримое свидетельство оживленных караванных путей, проходящих через Красную Поляну – около 30 останков охранных и храмовых сооружений разной степени сохранности. Есть свидетельства о пребывании тут римлян, генуэзцев, аланов-иранцев. Причем все они приходили с моря и шли на Северный Кавказ через Бзерпинский карниз и перевал Аишха. Наиболее достоверная версия древнего пути в Красную Поляну (дублером которого является Старо Краснополянское шоссе) представлена на карте местных краеведов по маршруту Хоста-Красная Поляна:

Краснополянское шоссе история с георафией

С северного направления пришли этнические черкесы – медовеи.

К временам Кавказской войны путей в Красную Поляну было уже несколько, в том числе и из Абхазии и первым транспортным хабом на их пересечении стало черкесское селение Кбаадэ ((Ахчипсху).

Именно суда по всем известным путям и сошлись русские войска в 1864 году и этот факт стал официальным окончанием войны. Что по традиции отметили парадом и переименованием селения в Романовск.

Краснополянское шоссе история с георафией

Маршрут русских войск по реке Мзымте к Черному морю был одним из следующих версий Будущего Краснополянского шоссе. Вскоре этот путь был предан забвению в виду не востребованности, хотя в большой степени совпадал с будущей старой Краснонолянской дорогой.

Первая попытка строить дорогу в полном смысле этого слова была пересечена тогдашним Кудриным, скуповатым министром финансов в 1895 году. Однако, использование в маркетинговых целях ника «Романовск» извлеченного из забвения, дало результат: деньги нашлись под царское имя. Согласно древней русской традиции первоначальная смета в менее 400 миллионов рублей была успешно перевыполнена в 2,5 раза и обошлась в миллиард «с гаком». Этот фокус с успехом повторен и более чем век спустя при строительстве суперновейшей совмещенной дороги к Олимпийским играм.

Интересный факт: все многонациональное население селений, через которые должна была пройти дорога – греки, молдоване, эстонцы, армяне хоть и активно не протестовали против стройки, но полностью игнорировали и устранялись от содействия.

Итак, «лед тронулся» — 1898 работа закипела. И «кипела» плоть до 1906 года, который считается официальной датой открытия Краснополянского шоссе, хотя первые автомобили проехали по нему в 1904 году. Именно этот первый вариант шоссе и лежит в основе наших веломаршрутов.

Краснополянское шоссе история с георафией

Немного прервемся и задумаемся:

Что же было такого волшебного и ценного в Красной Поляне? Почему же так настойчиво в течении 10 лет (с учетом изысканий) несмотря на огромные затраты и жертвы (ниже Ахштырской теснины возникло кладбище строителей дороги) пробивалась дорога сюда?

Моя версия – «голимые понты». Не было никакой стратегической необходимости в этой дороге, ни военной, ни экономической. В итоге Красная Поляна стало элитным местом по подобию современной Рублевки. Вокруг царской резиденции «Охотничий домик» (в которой цари так ни разу и не были) стали строить свои горные дачи тогдашние высшие чиновники, знать и богема. У них, что называется была «губа не дура» — целебный горный воздух (Красная Поляна еще в конце 19 века считалась бальнеологическим курортом, наподобие швейцарских), отсутствие изнуряющей летней жары, от которой было не спастись на побережье, изумительные красоты местных гор, охотничьи угодья… Что еще нужно человеку, у которого «все есть»?

Эта тенденция продолжилась и в 21 веке. Знамя Рублевки подхвачено в Красной Поляне. Иные «родовые гнезда» переплюнули «Царский домик» (который сейчас перешел в частную собственность, хотя является историческим артефактом), как дворец шалаш. Стоит только вспомнить бывшую дачу В. О. Потанина на Альпике-Сервис.

Краснополянское шоссе история с георафией

Да и горнолыжный курорт Роза Хутор, по одной из версий, должен был стать русским Куршавелем, «не для всех». Ну и естественно здесь и без «путинской дачи» дело не обошлось.

До конца 20 века шоссе модернизировалось, улучшалась версия 1906 года. Существовал даже воздушный вариант — вертолетное пассажирское сообщение Адлер – Красная Поляна, доступное любому купившему билет за 3 рубля. Памятником этой советской «лафы» стоит в центре Красной Поляны модерновый «Вертодром», практически не использующийся. И только с открытием двух первых (со стороны Адлера) тоннелей в 1999 году начал кардинально меняться абрис дороги.

На шоссе теперь 6 тоннелей общей длиной около 4 км. Они строились в общей сложности более 10 лет и сократили длину дороги почти на 15 километров. Однако реконструкция скрыла от глаз туристов самые интересные места: водопад «Девичьи слезы»

Краснополянское шоссе история с георафией

скальный участок шоссе (более известный как «Пронеси Господи!»)

Краснополянское шоссе история с георафией

img-aso-9693

вид сверху на каньон Ахштырской теснины

Краснополянское шоссе история с георафией

Дзырхинский каньон

Краснополянское шоссе история с георафией

и Ахштырскую пещеру.

И только наши велосипедные маршруты позволяют заглянуть в эти живописные достопримечательности. К ним, при желании можно добавить посещение водопада «Пасть дракона» (есть топономическая версия «Пасть Дьявола», и официальная «Глубокий яр») и находящимся рядом хорошо сохранившемуся храмово-крепостному комплексу

SAMSUNG CSC

 

SAM_3533

прогулку по Скайпарку (Skypark)

Краснополянское шоссе история с георафией

Краснополянское шоссе история с георафией

прогулку по Дзырхинскому каньону

Краснополянское шоссе история с георафией

этнографический музей Амшенский Двор:

Краснополянское шоссе история с георафией Это все благодаря еще более древней версии Краснополянского шоссе существовавшей до 1999 года, до открытия первого тоннеля от Форелевого хозяйства. Мы путешествуем по сохранившимся фрагментам Старой Краснополянской дороги. Если быть до конца точными, то мы используем только наиболее интересные места этой дороги. Ведь надо получить удовольствие от стремительной езды и по отличному современному асфальту.

Есть варианты лайтовых веломаршрутов заканчивающихся в Хосте и Кудепсте. А для настоящих «бойцов», фанатов кросс-кантри припасен «велоканьёнинг»(С) – наше ноу-хау с трипом по рекам Псахо и Кудепста.

Такая вот история с географией.

При написании использованы материалы с сайта http://sochived.info/ и фото Андрея Баталова

Leave A Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *